Строился с 1830 по 1848 г.г., как летняя резиденция
видного государственного деятеля России, генерал-губернатора Новороссийского
края графа М. С. Воронцова. Дворец был построен по проекту английского
архитектора Эдуарда Блора. Архитектор в Алупку так не приезжал, но он был хорошо
осведомлен о рельефе местности. Кроме того, фундаменты и первая кладка глубокой
портальной ниши центрального корпуса уже были готовы. К постройке привлекались
потомственные каменотесы и камнерезы, имевшие опыт строительства и рельефной
отделки белокаменных соборов. Все работы производились вручную, примитивными
инструментами.
Каждый корпус Алупкинского дворца напоминает определенную эпоху в английской
архитектуре - от башен феодального замка XIV-XV вв. с их оборонительными стенами
до изысканного здания главного корпуса, построенного в елизаветинском стиле.
Кажется, что дворец строился не в XIX в., а на протяжении многих столетий.
Осмотр дворца начинается с широкого парадного двора, разбитого перед северным
фасадом главного корпуса. Всеобщее внимание привлекают две прямоугольные башни,
внешне напоминающие рыцарские замки, башенные часы с боем, установленные в 1841
г., эркерные выступы по обе стороны от главного входа, характерные для
тюдоровской архитектуры. Внутри помещения посетители осматривают вводный отдел
музея, документы, старинные рисунки и литографии которого знакомят со
строительством дворца. Затем проходят в парадный кабинет, обставленный
английской мебелью, бронзовой скульптурой и портретной живописью первой половины
XIX века. Она представляет военную галерею участников Отечественной войны 1812
г. и фамильные портреты работы В.А.Трепинина, В.Л. Боровиковского, Д.Г.
Левицкого.
Изящно отделаны Ситцевая комната с живописными работами С.Ф. Щедрина, Н.Г.
Чернецова, И.К. Айвазовского, Малая гостиная, или Китайский кабинет, вестибюль,
Голубая гостиная, где в августе 1863 г. по приглашению владельцев дворца
выступал великий русский актер М.С. Щепкин с чтением отрывков из «Мертвых душ»
Н.В. Гоголя. Переходом из Голубой гостиной в парадную столовую служит Зимний
сад, в котором среди зелени размещено множество декоративных мраморных
скульптур.
Парадная столовая — самый большой во дворце зал — напоминает парадные
помещения тюдоровских замков: те же высокие потолки, дубовые панели, балкончик
для музыкантов. В резные настенные рамы вмонтированы четыре монументальных панно
известного французского художника Гюбера Робера. Из полированного диабаза
выточены камины, замысловатым орнаментом украшены пристенные буфеты,
оригинальные канделябры, настенные бра.
Собрание произведений западноевропейской живописи XV—XVIII вв. находится в
бильярдной. Одной из самых крупных в России была в свое время библиотека
Воронцова. Она насчитывала 25 тысяч книг; изданных на многих европейских языках,
по истории, географии, искусству, философии, экономике, астрономии,
мореплаванию, сельскому хозяйству.
В годы Великой Отечественной войны из Воронцовского дворца пропала часть
коллекции: картины, мебель, вазы. Сам же дворец не пострадал — Гитлер «подарил»
дворец фельдмаршалу Маннштейну, и этот «победитель», рассчитывая на вечное
владение им, заботился о его сохранности. А в феврале 1945 года здесь
размещалась английская делегация на Ялтинской конференции.
Алупкинский дворец окружен великолепным парком, занимающим площадь до 40
гектаров. Парк заложен 140 лет назад под наблюдением опытного немецкого садовода
Карла Кебаха.